
По характеру профессиональных обязанностей спортивный врач чаще и в большей степени, чем другие специалисты, работает в ситуациях, требующих знания сторон его деятельности. Ни в коем случае нельзя допускать назначения лекарственных препаратов лицами, не имеющими на это юридического права, то есть не врачами. Спортивные функционеры, тренеры, биологи, медико-биологи (без права на лечебную деятельность), спортсмены, массажисты не имеют права на лечебную (врачебную) деятельность.
Если они берутся за "фармакологическую подготовку" (чаще всего, рекомендацию допингов), то это соответствует квалификации "незаконное врачевание", которое преследуется в соответствии с законодательством РФ и дополняется санкциями в соответствии с Олимпийской хартией.
В главе VIII Медицинского кодекса МК МОК , касающейся незаконной торговли запрещенными препаратами, провозглашено:
"Любое лицо, которое изготавливает, экстрагирует, перерабатывает, очищает, хранит, доставляет, перевозит, импортирует, экспортирует, перевозит транзитом, предлагает за деньги или бесплатно, распределяет, продает, меняет, предлагает брокерскую сделку, приобретает любым способом, прописывает в качестве медикамента, занимается коммерцией, передает, принимает, имеет, покупает или приобретает любым образом запрещенные препараты или вещества должно быть по решению исполкома МОК подвергнуто санкциям вплоть до пожизненного исключения из Олимпийского движения".
И далее: "Незнание природы или состава препаратов или веществ, а также природы эффективности методов, запрещенных Медицинским кодексом МОК, не является смягчающим обстоятельством для лиц, оказавшихся виновными в перечисленном выше, и действие, произведенное в состоянии незнания, не делает это действие законным". "
Перечисленное выше не относится к деятельности врачей, если речь идет о лечебной деятельности".
Таким образом, налицо двойное нарушение: законов Российской Федерации и требований МК МОК. В случае возникновения каких-либо осложнений или летальных исходов, спортивные функционеры приложат все усилия к тому, чтобы очернить или переложить ответственность на врача, который может и не знать о том, что имело место назначение сильнодействующих препаратов или допингов.
Недопустимо и вмешательство в медико-биологическую подготовку спортсменов проводников космического разума, экстрасенсов, биоэнергетиков, колдунов, шаманов и других лиц, которые сами изготовляют и применяют зелье без разрешения Фармакологического комитета Министерства здравоохранения России (ФК МЗ РФ). В свое время Спорткомитет СССР провел достаточно экспериментов с экстрасенсами страны, которые перед этим клялись, что смогут эффективно повысить физическую работоспособность спортсменов высокой квалификации или сделать так, чтобы ретаболил не определялся ни в масляном растворе ампул, ни в биопробах. Но увы! Это был сплошной блеф.
Психотерапевтические и психологические мероприятия помогают преодолеть ряд факторов центрального происхождения, которые могут лимитировать спортивную работоспособность. Встречаются также энтузиасты, непризнанные "гении", которые правдой или неправдой пытаются обойти Фармкомитет Минздрава Российской Федерации (ФК МЗ РФ).
В соответствии с законодательством России врач может рекомендовать лишь те препараты, которые перечислены в "Регистре лекарственных средств" на год, учитывая срок годности препарата, так как регистр постоянно дополняется новыми и сокращается за счет устаревших лекарств.
К сожалению, все эти нарушения зачастую встречаются в повседневной практике врача и бывают предметом служебных разбирательств, особенно когда нанесен вред здоровью спортсмена. Автору приходилось неоднократно принимать участие в таких разбирательствах. Спортивный врач должен всегда помнить, что за его деятельностью пристально следят очень много лиц, заинтересованных не только в том, чтобы ему помочь, но иногда и для того, чтобы сделать "козлом отпущения", подставить в сомнительных или спорных случаях.
Поэтому необходима регистрация назначения лекарств, как это делается в историях болезни. В ряде случаев служебных расследований карта фармакологического обеспечения может оказать неоценимую услугу врачу, который не рекомендовал допингов или других препаратов, вызвавших токсические эффекты.
Наш опыт работы с врачами сборных команд СССР и России свидетельствует что это не лишняя документация, а необходимый порядок.
Так как спорт в достаточной мере коммерциализирован, "деньги правят спортом", то интересы многих лиц непосредственно бывают связаны с большими деньгами, а это может быть причиной непредсказуемых деяний, которые затрагивают обязанности спортивных врачей в вопросах фармакологической подготовки спортсменов высокой квалификации.
Цели спортивной фармакологии заключаются в теоретической разработке, экспериментальном изучении и практическом внедрении недопинговых лекарственных средств и биологически активных добавок к пище для повышения адаптации организма спортсменов к чрезвычайным физическим нагрузкам.
Задачами спортивной фармакологии являются выявление и коррекция факторов, лимитирующих работоспособность спортсменов при помощи биологически активных веществ, которые не относятся к допингам, не являются токсичными веществами и не вызывают побочных эффектов в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности.
После краткого правового пояснения того, что должен знать, делать или не делать спортивный врач, необходимо остановиться на практическом решении задач спортивной фармакологии.
Facebook
RSS